Изучение химии на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
·освоениеважнейших знаний об
основных понятиях и законах химии, химической символике;
·овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ
и уравнений химических реакций;
·развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
·воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания
и элементу общечеловеческой культуры;
·применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия как часть естествознания. Химия – наука
о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент,
моделирование[1]. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств
неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и
уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2)
массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы
или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или
продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы.
Химический элемент. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические
формулы. Закон постоянства состава.
Относительные
атомная и молекулярная массы. Атомная
единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ,
нефть, природные воды.
Качественный и
количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических веществ.
Периодический закон
и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды
периодической системы.
Строение атома.
Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек
атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы
химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки
химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней
окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в
водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные
реакции. Окислитель и восстановитель.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и
неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов.
Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их
соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота .
Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота
и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый
газы. Угольная кислота и ее соли.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их
соединения.
Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Первоначальные сведения о строении
органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и
карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих
органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы,
белки.
Представления
о полимерах на примере полиэтилена.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов.
Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные
устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции
на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды.
Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек
в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия
и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия
и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов
(поваренная соль, уксусная кислота).
Химические
вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк,
стекло, цемент).
Природные
источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные
вещества.Бытовая химическая грамотность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
·химическую
символику: знаки
химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
·важнейшие
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,
ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса,
молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
·основные
законы химии: сохранения
массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
·называть: химические элементы, соединения изученных
классов;
·объяснять: физический смысл атомного (порядкового)
номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент
принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения
свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность
реакций ионного обмена;
·характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция)
на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей
строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ;
·определять: состав веществ по их формулам,
принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических
реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической
связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
·составлять: формулы неорганических соединений изученных
классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
·обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
·вычислять: массовую долю химического элемента по
формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,
объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов
реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·безопасного
обращения с веществами и материалами;
·экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
·оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·критической
оценки информации о веществах, используемых в быту;
·приготовления
растворов заданной концентрации.
[1]Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению,
но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.