Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)
03.04.2010, 11:48
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
Изучение химии на базовом
уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих
целей:
·освоение знаний о химической составляющей
естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и
теориях;
·овладение умениями применять полученные знания
для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
·развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
·воспитание убежденности в позитивной
роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
·применение полученных знаний
и умений для
безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания
веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов[1].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности
строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее
разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень
окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы.
Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и
количественный состав вещества. Веществамолекулярного и немолекулярного строения.
Явления, происходящие при растворении
веществ – разрушение кристаллической
решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси.
Истинные растворы. Растворение как
физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных
растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических
реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в
водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные
реакции. Электролиз растворов и
расплавов.
Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций.
Химическое равновесие и способы его смещения.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических
соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы.
Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика
подгруппы галогенов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура
органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория
строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные
группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических
связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды:
алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть
и природный газ.
Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций
в растворах.
Проведение химических реакций
при нагревании.
Качественный и
количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы
органических соединений.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о
промышленных способах получения химических веществ (на примере производства
серной кислоты).
Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии
на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·важнейшие химические понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность,
степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного
и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой
эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
·основные законы химии: сохранения массы веществ,
постоянства состава, периодический закон;
·основные теории химии: химической связи,
электролитической диссоциации, строения органических соединений;
·важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные
удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза,
сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна,
каучуки, пластмассы;
уметь
·называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
·определять: валентность и степень
окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и
восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
·характеризовать: элементы малых периодов по
их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение
и химические свойства изученных органических соединений;
·объяснять: зависимость свойств веществ
от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического
равновесия от различных факторов;
·выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
·проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
·определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
·экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы;
·безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
·приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
·критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.
[1]Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению,
но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.