Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень)
03.04.2010, 11:53
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
ПРОФИЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Изучение химии на профильном
уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих
целей:
·освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для
понимания научной картины мира;
·овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять
лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее
достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
·развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и
противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
·воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду,
и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
·применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории,
быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни;
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с
химией.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научные методы исследования химических веществ и
превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений.Взаимосвязь химии, физики, математики и
биологии.Естественнонаучная картина
мира[1].
ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Атом.
Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм
электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по
орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и
возбужденные состояния атомов.
Современная формулировка
периодического закона и современное состояние периодической системы химических
элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы
образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей.
Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярныевзаимодействия. Единая природа химических
связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о
строении твердых, жидких и газообразных веществ.
Классификация и номенклатура
неорганических и органических веществ.
Чистые вещества и смеси.
Дисперсные системы. Коллоидные системы.
Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления
при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества, молярная и моляльная
концентрации.
Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии.
Закономерности протекания
химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.
Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия
Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.
Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и
сложные реакции. Механизм реакции.
Энергия активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций.
Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием
различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая
диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции
ионного обмена. Произведение
растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель
(рН) раствора.
Гидролиз органических и
неорганических соединений .
Окислительно-восстановительные
реакции. Методы электронного и
электронно-ионного баланса. Ряд
стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от
нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
ХИМИЯ
Характерные химические
свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.
Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с
металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
Галогены. Галогеноводороды.
Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Кислород. Оксиды и
пероксиды. Озон.
Сера. Сероводород и
сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак, соли аммония.
Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Щелочные и щелочно-земельные
металлы и их соединения.
Алюминий и его соединения.
Переходные элементы (медь,
серебро, цинк, ртуть, хром, марганец,
железо) и их соединения.
Комплексные соединения
переходных элементов.
Общие способы получения
металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
ОРГАНИЧЕСКАЯ
ХИМИЯ
Теория
строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа.
Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия. Типы
связей в молекулах органических веществ и способы
их разрыва.
Типы
реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций.
Алканы и циклоалканы.
Алкены, диены. Алкины. Бензол и его гомологи. Стирол.
Галогенопроизводные углеводородов.
Одноатомные и многоатомные
спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты.
Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и
органических кислот. Жиры, мыла.
Углеводы. Моносахариды,
дисахариды, полисахариды.
Нитросоединения. Амины.
Анилин.
Аминокислоты. Пептиды.
Белки. Структура белков.
Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав
нуклеиновых кислот. Представление о структуре нуклеиновых кислот.
Высокомолекулярные
соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в
лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения
смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.
Синтез органических и
неорганических газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких
веществ. Органические растворители.
Качественный и
количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация
органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических
свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы
установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химические
процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия
в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со
средствами бытовой химии.
Общие
принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.
Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.
Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного
использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные,
горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической
информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы
данных, ресурсы Интернета.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии
на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
·роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение
в жизни современного общества;
·важнейшие химические понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия,
нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей,
пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения,
дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация,
кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и
восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции,
катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия,
химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная
группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и
мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в
неорганической и органической химии;
·основные законы химии: закон сохранения массы
веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон
Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
·основные теории химии: строения атома, химической
связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических
соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
·классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
·природные источники углеводородов и способы их переработки;
·вещества и материалы, широко используемые в практике:
основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные
удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды,
фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид,
ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты,
белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
·называтьизученные вещества по
«тривиальной» и международной номенклатурам;
·определять: валентность и степень
окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи,
пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды
в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность
веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния
атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
·характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в
периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства
органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов,
карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
·объяснять: зависимость свойств
химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической
системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их
состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость
скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических
соединений от строения их молекул;
·выполнять химический экспериментпо: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ,
относящихся к изученным классам соединений;
·проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
·осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки
и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
·объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
·экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
·безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
·определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
·распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
·оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
·критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
различных источников.
[1]Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению,
но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.