Смесь гидридов лития и натрия
прореагировала с водой объемом 193 мл. Масса полученного после этого раствора
оказалась на 1 г
меньше сумм масс исходных веществ, а массовая доля щелочей в растворе составила
8%. Определите количества веществ исходных гидридов.
Задача 2.
Смесь хлората и нитрата калия массой 6,49 г с каталитической
добавкой диоксида марганца нагрели до полного прекращения выделения газа. Этот
газ пропустили через трубку с нагретой медью. Образовавшееся вещество обработали
53,1 мл 19,6 % раствора серной кислоты ( плотность 1,13 г / мл). Для нейтрализации
оставшейся кислоты потребовалось 25 мл раствора гидроксида натрия с
концентрацией 1,6 моль/л. Вычислите массовые доли солей в смеси и объем газа
(н.у.) , выделившегося при нагревании.
Задача 3.
Из двух одинаковых цинковых пластинок
массой 10 г
каждая одну опустили в раствор FeSO4, вторую – в раствор CdSO4. После
окончания реакции пластины извлекли из растворов, промыли и высушили, при этом
обнаружилось, что первая из них весит 9,049 г, а вторая – 14,702 г. Атомные массы Zn, Fe, и Cd равны соответственно 65,38; 55,84 и 112,4. Элементы
приведены в последовательности ряда напряжения металлов, причем во всех случаях
металлы проявляют одинаковую степень окисления, равную +2. Объясните потерю
массы первой и возрастание массы второй из цинковых пластинок после реакции.
Вычислите массы элементов, которые прореагировали между собой в обоих случаях.
IIтур (экспериментальный)
Выполните эксперимент.
В
пяти пронумерованныхпробирках находятся растворы: хлорида цинка, нитрата
свинца, нитрата натрия, карбоната натрия и йодида калия.В вашем распоряжении имеется необходимое
количество пустых пробирок. Не прибегая к другим реактивам, проведите
эксперимент и определите вещества. Составьте отчет о работе. Напишите уравнения
происходящих реакций.
Задания
II муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по химии
2008-2009 учебный год (Республика Башкортостан)
10 класс
Iтур
(теоретический)
Задача
1.
Газовая смесь состоит из
насыщенного и ненасыщенного углеводородов, имеющих одинаковую молекулярную
массу. Плотность данной смеси по водороду равна 35. Определите молекулярную
формулу углеводородов, приведите структурные формулы всех изомеров насыщенного
углеводорода и назовите их.
Задача
2.
В
каком объемном соотношении должны быть смешаны водород и этилен, чтобы для
полного сгорания такой смеси потребовался равный ее объему кислород (при н.у.)
Задача 3.
Раствор
нитрата серебра массой 1000 г
с массовой долей соли 5,1 % подвергли электролизу, при этом на катоде
выделилось 10,8 г вещества. Затем в электролизер добавили 500 г 13,5 %
раствора хлорида меди (II). Раствор
снова подвергли электролизу до выделения на аноде 8,96 л газа (н.у.).
Определите массовые доли веществ в конечном растворе.
Задача
4.
Вычислите
скорость реакции COгаз+Cl2(газ)=COCl2(газ), если за 20 сек после начала реакции исходное
количество оксида углерода, равное 6 моль, уменьшилось в 3 раза, объем реактора
равен 100 л.
Объясните, как и почему меняется скорость реакции, если:
1.
вместо хлора использовать бром;
2.
в систему ввести катализатор;
3.
в систему ввести ингибитор.
IIтур (экспериментальный)
Выполните
эксперимент.
В
пяти пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида цинка, нитрата
свинца, нитрата натрия, карбоната натрия и йодида калия.В вашем распоряжении имеется необходимое
количество пустых пробирок. Не прибегая к другим реактивам, проведите
эксперимент и определите вещества. Составьте отчет о работе. Напишите уравнения
происходящих реакций.
Задания
II муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по химии.
2008-2009 учебный год
(Республика Башкортостан)
11 класс. Iтур (теоретический)
Задача 1.
Смесь
сульфида железа (II) и пирита длительно кипятили с
избытком концентрированного раствора азотной кислоты. При этом выделилось 7,392 л газа. После окончанияреакции раствор обработали хлоридом бария,
выпало 9,32 г
осадка. Найдите состав исходной смеси в массовых процентах.
Задача 2.
Металл
А использовался человечеством еще в
глубокой древности. Если его соединить с неметаллом Б, то образуется вещество В
черного цвета. При добавлении к В жидкости
Г вещество белеет, образуя Д. Этот процесс до сих пор используют
реставраторы картин. Сам металл и его соединения ядовиты, но широко применяются
и в настоящее время. Соединение Е, образованное
А с органической кислотой Ж носит «съедобное» название и продавалось
в аптеке как лечебный препарат. С неметаллом З металл А образует
четыре соединения, отличающиеся окраской.
1.Назовите
вещества А, Б, В, Г, Д, Е,Ж, З.
2.Приведите
структурные формулы и названия соединений А
с З.
3.Напишите
уравнения взаимодействия соединений А
и З с азотной кислотой.
Задача 3.
Смесь1 -аминокислоты и первичного амина (в
молярном соотношении 2 : 1) массой 23,7 гмогут прореагировать с 30 грастворасоляной кислоты в массовой доли 36,5 %. Определите качественный и
количественный (в граммах) состав смеси, если известно, что оба вещества
содержат одинаковое число атомов углерода.
Задача 4.
Используя
растворы разбавленной серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария и
хлорную воду разделите смесь магния, алюминия, хрома, кремния и меди. Напишите
соответствующие уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных процессов
приведите электронный баланс.
Задача 5.
Проведите мысленный
эксперимент: необходимо синтезировать сложный эфир этиленгликоля и
2,3-дибромпропановой кислоты. Вам предложены следующие исходные вещества:
крахмал, акриловая кислота, KMnO4, NaBr, H2O, H2SO4. Укажите условия приведенных стадий процесса.
IIтур (экспериментальный)
Выполните
эксперимент.
В
пяти пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида цинка, нитрата свинца,
нитрата натрия, карбоната натрия и йодида калия.В вашем распоряжении имеется необходимое
количество пустых пробирок. Не прибегая к другим реактивам, проведите
эксперимент и определите вещества. Составьте отчет о работе. Напишите уравнения
происходящих реакций.